История православия в России

город Курск

News

Пост – это истинный праздник

Слово архиепископа Курского и Рыльского Германа на начало Великого поста

Дорогие отцы, братья и сестры!

Быстро и незаметно миновали подготовительные недели Святой Четыредесятницы. Наступает особое время в году, дни спасительные и исполненные великой духовной пользы для каждого православного верующего человека. Воистину пост – самое благоприятное время для души христианина. С радостным сердцем и благодарением Богу поспешим скорее встать на это спасительное поприще. Господь вновь открывает нам двери Своего человеколюбия; Он как любящий Отец спешит принять в Свои объятия нас, недостойных, отдаливших себя грехами и пороками от Его вечного наследства. Мы не должны пренебречь этим драгоценным временем, которое предлагает нам Церковь для покаяния, исправления нашей греховной жизни. 

Необходимо всем нам твёрдо осознать, какой пост угоден Богу. Очень часто бывает так, что мы проводим пост не с рассудительностью, не каемся в своих грехах, не следим за исправлением своих порочных наклонностей. Тогда пост превращается в привычку жить по строгому расписанию, но не более того. Оказывается, возможно выдержать строгую диету, во многом ограничить свои запросы, но так и не исполнить того, чего ждёт от нас Господь.

Через пророка Исаию Господь призывает всех нас к покаянию: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову»( Ис.1,16-17). Святые отцы и подвижники благочестия призывают нас именно к такому посту, который направлен на оставление греховных навыков и совершение добрых дел. «Истинный пост есть устранение злых дел, - говорит святитель Василий Великий, - прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах».

Всем нам необходимо меняться. Пусть каждый из нас в эти душеспасительные дни тщательно испытывает свою совесть. Нам нужно, не оправдывая себя, не перекладывая вину на внешние обстоятельства или на ближних, с сокрушенным сердцем по мере своих духовных сил принести Богу покаяние. Важно понимать, что, если мы не захотим меняться, не станем стремиться жить по заповедям Божиим, не будем противостоять своим страстям и порокам, то никакая самая скудная постная пища не изменит нас, наш пост окажется напрасным, мы нисколько не приблизимся к Богу. И это самое главное, то, без чего невозможен пост, - наше личное покаяние.

В первую очередь обратимся к тем средствам, которые предлагает нам для этого Святая Церковь. Это её спасительные таинства – покаяние (исповедь) и Святая Евхаристия, причащение Божественных Даров. Всех нас настоятельно призываю с благоговением относиться к этим великим таинствам, через которые Господь исцеляет испорченность нашей греховной природы. Помните, что никакое благодатное действие не происходит в Церкви автоматически, в силу обиходной закономерности. Ни в коем случае недопустимо приступать к этим таинствам в силу необдуманного следования традиции, установившейся практике обязательного причащения в пост. Необходимо осознанно готовиться к принятию Святых Таинств: сожалея о грехах, с твердым намерением оставить их, просить у Бога прощения.

«Каяться, - говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, - значит, в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих, - значит, осознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и Благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом, - значит, всей душой желать исправления их».

Не то важно, сколько раз за пост мы приступим к причастию, а то, насколько «сердце сокрушенно и смиренно» (Пс. 50, 19) мы соделали перед Господом. Святитель Иоанн Златоуст предостерегает нас от недостойного, дерзновенного Причащения: «Для того отцы и распространили поприще поста и дали нам время покаяния, чтобы мы, очистив и омыв себя, таким образом приступили к Таинству. Потому и я уже теперь громким голосом взываю, свидетельствую, прошу и умоляю – не с нечистой, не с порочной совестью приступать к этой священной трапезе, потому что иначе это не будет приобщением, … но осуждением, мучением и увеличением наказания».

Не будем забывать, что ограничение в пище не есть сама цель поста. Телесный пост ценен прежде всего как средство обуздания наших страстей. Ограничивая себя в еде, человек приучается управлять своими помыслами и поступками. Поэтому к телесному воздержанию необходимо относиться осмысленно и помнить, что чрезмерное ограничение в пище может не только не принести пользы человеку, но и навредить его здоровью. Каждый из нас должен помнить, что телесный пост – это лишь одно из средств, заповеданных нам Церковью для нашего совершенствования.

В преддверии святого Великого поста хочу пожелать всем вам, дорогие отцы, братья и сестры, укрепления духовных и телесных сил на предстоящий постный подвиг. Пусть никто не считает это время тягостным и обременительным, ибо воистину, по слову святителя Иоанна Златоуста, «пот есть истинный праздник, где спасение душ, где мир и согласие, …спокойствие, тишина, любовь, радость и мир, кротость и бесчисленные блага».

Постараемся проводить эти святые дни с искренней решимостью исправиться, перемениться к новой жизни во Иисусе Христе, чтобы нам чистым сердцем и обновленным духом встретить праздник Светлого Христова Воскресения.

+ГЕРМАН,

Архиепископ Курский и Рыльский 

Православный календарь







Наши партёры
ЮЗГУ - ведущий вуз г.Курска
© 2017 История православия в России. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.