История православия в России

город Курск

Житие священномученника Дамиана

 
Двадцать третьего октября 1873 года у настоятеля Михайловского храма села Брусовое Фатежского уезда Курской губернии Григория Воскресенского родился сын, названный при крещении Дмитрием.
Вся жизнь отца Григория протекала в церковной отраде. Видя пасторскую заботу родителя, Дмитрий возгорел желанием тоже посвятить себя служению Богу и людям и, получив благословение отца, поступил в духовное училище. Окончив в 1894 году Курскую духовную семинарию, он некоторое время служил псаломщиком Спасо-Преображенского собора в Путивле, а затем надзирателем и учителем чистописания и черчения Старооскольского духовного училища.
Шестого января 1897 года епископом Иувенaлиeм (Половцевым) он был рукоположен в иерея и назначен к церкви и села Николаевка Путивльского уезда. Спустя четыре года, после смерти жены, Дмитрий Воскресенский поступил в Петербургскую духовную академию и одновременно в археологический институт.
В день празднования иконы Божьей Матери "Знамения" Курской-Коренной, двадцать седьмого ноября 1904 года, он был пострижен в монашество с именем Дамиана ректором академии епископом Сергеем (Старогородским) в присутствии Антония Волынского, подарившего ему "Псалтирь следованную" со своей дарственной надписью.
В годы русско-японской войны отец Дамиан состоял благочинным академического духовенства и при этом исполнял обязанности священника в Суворовской церкви Академии Генерального штаба.
По окончании, в 1905 году, Петербургской духовной академии Воскресенский назначается преподавателем Смоленской духовной семинарии. Спустя два года - смотрителем Старооскольского духовного училища, а еще через год Обоянского духовного училища. Двадцать восьмого июля 1911 года отец Дамиан был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской духовной семинарии, где его и застал октябрьский переворот.

В июле 1918 года он был хиротонисан в епископа Переяславского, викария Владимирской епархии. Преосвященный Дамиан участвовал в открытии мощей святых Иосафа, Ермогена и Питирима.
Владыка Дамиан не мог оставаться равнодушным к начавшимся с первых дней советской власти гонениям на Церковь Христову, к расправам над священнослужителями, закрытию храмов, осквернению святых мощей. Его активное и открытое выступление в поддержку Патриарха Тихона, защита Русской Православной Церкви не остались незамеченными властями. Уже в сентябре 1920 года Владимирский ревтрибунал приговорил владыку Дамиана к лишению свободы сроком на все время гражданской войны за хранение рукописей "контрреволюционного" характера. Хотя специальным предписанием ВЦИК епископ был освобожден из тюрьмы, но ярлык "контрреволюционер" прочно приклеился к нему, и ОГПУ требовался только повод для нового ареста.

И он не заставил себя ждать. Голод стал бедствием для миллионов людей. Патриарх Тихон обратился с воззванием ко всем православным оказать помощь умирающему населению и благословил церковно-приходские советы и общины "жертвовать на нужды голодающих драгоценные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления". Но в феврале 1922 года ВЦИК узаконил изъятие всех церковных ценностей, в том числе и священных сосудов. Подобное решение духовенство рассматривало не иначе, как святотатство и всячески препятствовало этому. Епископ Дамиан, будучи настоятелем Свято-Данилова монастыря, воспротивился изъятию имущества, как якобы "принадлежащего государству", за что и был арестован Владимирским губотделом ГПУ.
В обвинительном заключении было отмечено, что "...Воскресенский, будучи не согласным с происходящими в церковной жизни событиями и не соглашаясь с проблемами реформ, отвечающими современному Советскому строю, вел тайную агитацию среди народных масс, натравливая последних на лиц обновленческого церковного направления... Является человеком социально опасным, а потому в интересах Советской власти означенного Воскресенского.... необходимо из пределов Владимирской губернии изолировать, применить в нему административную высылку сроком на три года". И 23 февраля 1923 года епископ Даминан был выслан в Туркестан на два года.

После ссылки владыка вернулся в Переяславль-Залесский. В 1927 году он был возведен в сан архиепископа Полтавского, а спустя год возглавил Курскую епархию. В 1929 году из ЦК ВКП(б) пришла директива, утверждающая, что религиозные организации остаются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. Начался новый виток гонений на служителей Церкви.

В июне-июле 1932 года по западным районам Центрально-Черноземной области прокатилась волна массовых антиколхозных выступлений под лозунгами: "Отдайте землю и волю, и крестьянскую власть", "Советская власть нас ограбила, нам нужна власть без колхозов", "Долой колхозы, долой Советскую власть - власть бандитов, давайте царя". По данным ОГПУ, в них участвовало до 63 тысяч человек. Следствие пришло к выводу, что "контрреволюционные массовые выступления" явились результатом "подготовительной деятельности контрреволюционной церковно-монархической организации "Ревнители церкви", возглавляемой архиепископом Дамианом". Вместе с владыкой было арестовано 3 епископа, 127 священников и дьяконов, 106 монахов и монахинь.
На следствии архиепископ Дамиан говорил:
"...своей задачей во время управления Курской епархией ставил объединение в первую очередь вокруг священнослужителей, подчиненных мне, и вокруг отдельных верующих мирян, групп граждан, которые являлись бы глубоко верующими и способными защищать интересы Церкви; представляли бы из себя ячейки ревнителей церкви для борьбы с всякими посягательствами на церковь и для проповеди православия.
Поэтому я в своих индивидуальных беседах с некоторыми священнослужителями и верующими неоднократно подчеркивал, что в ячейках "Ревнителей церкви" должны лежать следующие обязанности. Во-первых, привлечь в их состав действительно глубоко верующих православных, во-вторых, не допускать никаких нападок на церковь, в-третьих, прославлять имя Божие молитвою и примером доброй жизни и, в-четвертых, быть наиболее усердным посетителем храмов и вербовать других к тому же"

Коллегия ОГПУ 26 декабря 1932 года при говорила архиепископа Дамиана (Воскресенско го) к расстрелу, заменив приговор заключением в Соловецкий концлагерь сроком на десять лет. Судя по архивным документам, и на Соловках опальный архиепископ не смирился с попытками властей подчинить себе Русскую Православную Церковь. Его слова о том, что "сейчас у нас в России наблюдается полное бесправие, которого нигде w когда не было, но в конце концов истина Божий должна восторжествовать", высказанные в кругу братьев по несчастью, оказались пророческими.

...В селе Брусовое Фатежского района, в пу стовавшем несколько лет здании дома-интерната для престарелых недавно открыт храм.
"В наши смутные дни явил Господь ряд новых страдальцев... - писал святой Патриарх исповедник Тихон, - если пошлет нам Господь испытание гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить все, веря, что не без воли Божией совершится это с нами и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову".
Сбылись чаяния исповедника веры святого Патриарха Тихона - на крови мучеников ныне возрождается Русская Православная Церковь. Святая Церковь, от начала возлагающая упование на молитвенное представительство пред Престолом Господа Славы Его святых угодников, соборным разумом свидетельствует о явлении в ее недрах великого сонма новомучеников и исповедников Российских, в XX веке пострадавших.
Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их представительство и молится, да проявит Господь милость Свою на нас и даст всем нашим соотечественникам время на покаяние, зажжет в их сердцах огонь веры, ревность о возрождении Руси Святой, нашего земного Отечества.

Православный календарь







Наши партёры
ЮЗГУ - ведущий вуз г.Курска
© 2017 История православия в России. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.