История православия в России

город Курск

Святитель Иоасаф

 
 
Белгородский чудотворец святитель Христос Иоасаф родился 8 сентября 1705 года в знатной малороссийской семье и был крещен под именем Иоаким.
Его отец, Андрей Дмитриевич Горленко, был полковником в Прилуках, а мать, Мария Даниловна, родилась в семье украинского гетмана Апостола. 
В 1713 году Иоаким был определен на учебу в Киево-Могилянскую академию при Киево-Братском монастыре. По-видимому, общение с монахами монастыря весь уклад монастырской жизни произвели на мальчика неизгладимое впечатление, и Промыслом Божиим возжелал отрок Иоаким стать иноком. Желание его крепло все более и более, и в 1723 году он испрашивает у родителей благословение на монашескую жизнь. Влиял на него и дядя - инок монастыря о.Пахомий.
Но отец прочил старшего сына себе в преемники, желал его видеть тоже воином, сражающегося за родину. Юноша получил отказ. Святой была Иоакима воля родителей, без благословения он не мог стать тем, кем хотел.
Однако святее оказался зов Христа.
Он возвратился из Прилук в Киев, но уже не в академию, а в Межигорский монастырь, расположенный в 25 верстах от Киева. Здесь под руководством старцев проходит он предварительный искус. В течение года он держит строгий обет молчания, ни разу не вкушая горячей и вареной пищи. Уже в столь молодом возрасте как истинный подвижник веры он начинает измождение плоти во имя Господа Бога.
27 октября 1725 года Иоаким принимает монашество с именем Иллариона. Он пишет родителям покаянное письмо о своем поступке, сообщая, что душа его поступить иначе не могла. Он просит у них прощения и благословения. Отец не мог согласиться с решением сына. Однако вскоре благоразумие взяло верх, ибо понял полковник Горленко, что защищать родину можно не только на поле военной брани, но и на поле духовных сражений.
Как оказалось впоследствии, родители, благословившие его на служение Господу Богу, не ошиблись. И в этом тоже виден был Промысел Божий.
В течение двух лет служил иноком их сын. Затем из Межигорской обители инок Илларион был позван в Киево-Братский монастырь.
В 1727 году он стал иеродиаконом под именем Иоасафа, с тем именем и вошел в историю Русской Православной Церкви.
Постепенно преосвященный Иоасаф прошел длительную школу богословия и благочиния, будучи иеромонахом, учителем Киево-Братской академии, игуменом и настоятелем Лубенского на Мгари Преображенского монастыря, архимандритом и наместником Троице-Сергиевой Лавры.
2 июня 1748 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны он был хиротонисан во епископа Белгородского. А в Белгород прибыл 6 августа к служению первой Божественной литургии в праздник Преображения Господня.
Управление епархией представляло значительные трудности. Так как она была большой по размерам, а многие из священников были малоучеными простецами, особенно в селах и деревнях.
Епископ Иоасаф делал все возможное для возвеличивания и строительства Дома Божия не столько внешне, сколько в душах пастырей и паствы. Иные находили его в этом излишне строгим, говоря, что, гневаясь, тот согрешает перед Господом Богом.
Однако никакого греха не было в том, что святитель Иоасаф наказывал и отметил недостойных служителей, мнивших только, что они служат Богу, на самом же деле лицемерили и вредили Ему. Известно, что Святитель был добр и милостив к тем пастырям, которые были истинно верующими людьми и несли свою пастырскую службу исправно и добротно.
Он был милостив. Получаемые доходы от имений, отчин, угодий уходили все без остатка на милостыни. При этом зачастую эти милостыни разносил он сам.
Сохранились многочисленные рассказы о добрых поступках святителя. Приведем один из них. Перед Рождеством Христовым святитель Иоасаф облекся в одежду служителя и вечером вышел из ворот монастыря. Он обошел всех страждущих, разнеся каждому милостыню. Возвращаясь в монастырь, он был встречен привратником. Стараясь быть неопознанным, он хотел было быстро пройти мимо него. Но был им ушиблен тростью. Уйти удалось неопознанным. И что же? Привратник, ревностно исполнивший свой долг, был обласкан милостями. 
Справедливость - характерная черта святителя Иоасафа. Но и это не являлось самым главным. Обучение пастырей и паствы - вот та забота, которой был подвержен епископ Иоасаф.
"В народной жизни того времени было много темных сторон. Многие - совершенно незнакомые были с истинами православной веры и не знали даже молитв. Со всей ревностью духа отдался святитель Иоасаф искоренению недостатков паствы, усердному служению этому народу, все силы посвящал на устроение народной жизни на началах истинной веры".1 
Заботился Святитель не только о людях русской национальности. В его пору было крещено много цыган.
Большое внимание обращал епископ Иоасаф на нарушение благочиния, пользование паствой всякого рода суевериями, несоблюдение поста.
"Нарушителей поста наказывал отлучением от св.Причастия. Свои обличения нарушителей постов святитель относил ко всем. Граф П.С.Салтыков, командир Украинской дивизии, открыто нарушал посты. Святитель безбоязненно стал его обличать. Гордый генерал обиделся. Но святитель так сумел его убедить, что тот со слезами просил уже прощения и стал ревностным исполнителем уставов церкви".2 Святитель много внимания уделял жизни простого народа. Доходило до того, что он сам тайно приносил дрова немощному старику или старушке. Внимание его к семье вообще и к русской женщине в ее тяжелой крепостной доле было глубоко сердечным, участливым и охраняющим".3 
Святитель Иоасаф посвятил служению Господу Богу всю свою жизнь, отдав этому служению всю чистоту своей души.
Все свободное время (его было мало) он посвящал чтению книг по истории церкви, поучения св.отцов, по богословию и благочинию.
Святитель очень много ездил по епархии и. кажется. Не было такого места, самого отдаленного, где бы он ни побывал. И всюду он заботился о пастырях и пастве, о церквах, их убранстве.
В 1752 году он, будучи в Курске, освятил закладку Сергиево-Троицкого собора. Здесь как бы возникла духовная связь: преподобный Феодосий - святитель Иоасаф - Серафим Саровский чудотворец, ведь строил церковь отец Серафима, Исидор Мошнин. Видимо, отец, и мать в особенности, много рассказывали своему сыну о святителе. А во времена св.Феодосия на этом месте располагались огороды, на которых отрок работал вместе с крестьянами. Воистину святое место.
Чувствуя близкую кончину, 29 мая 1754 года епископ Иоасаф отслужил в Белгороде последнюю литургию и, прощаясь с народом. Дал понять, что более не увидится с ним.
Он навестил своих родных, повидался с отцом. Силы все более истощались, и по дороге в Белгород святитель почил в Бозе 10 декабря 1754 года в 5 часов пополудни. 15 декабря тело его было привезено в кафедральный собор Белгорода.
Нетленным пролежало тело его до погребения 28 февраля 1755 года. Народ за это время с благословениями поклонялся ему. Крепло убеждение в великой святости Иоасафа.
Тело спасителя было погребено в склепе кафедрального собора.
Через два года после погребения иноки, движимые любопытством, вскрыли гробницу и обомлели: ничто не подверглось тлению, даже облачения. И это при то, что в склепе было достаточно сыро.
Ныне еще более удивительно, что и через века мощи святителя остаются нетленными. Впрочем, удивление сменяется верой в Божий Промысел - так было угодно Господу Богу.
Приведем примеры чудесных исцелений мощами святителя:
"Чудеса святителя Иоасафа... 
9. Исцеление от разлития желчи (в 1807 г.) 
В 1807 г. сделалась я больна спазмами - сливалась по мне желчь и продолжалась эта болезнь три года. Лечили меня доктора, но пользы никакой не имели. Но как скоро сделала обещание поехать в Белгород в святителю Иоасафу, то почувствовала некоторое облегчение. Прибыв в Белгород с несомненною верою, поклонясь нетленным мощам святителя Христова Иоасафа, слезно просила о исцелении от оной тяжкой болезни моей и тогда же почувствовала исцеление.
Кур.помещица д.с.е. Марфа Алексеева дочь Веревкина.
10. Исцеление заболеваний от испуга княгини (в 1801 г.) 
(Тим.помещица княгиня Катерина Друцкая-Соколинская в 1800 г. приключилась от недуга жестокая болезнь и продолжалась целый год - тоскованием сердца...) 
38. Исцеление от болезни почек (1816 г.) 
Излечен от каменной болезни Виктор Оглоблин, сын купчихи.
52. Исцеление от старых ран, полученных на поле сражения. Василий Иванович Ступин, дворянин Курской губ. Обоян. Уезда, городничий во Льгове. Раны получил в отеч.войне 1912 г.

Православный календарь







Наши партёры
ЮЗГУ - ведущий вуз г.Курска
© 2017 История православия в России. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.