История православия в России

город Курск

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА (2)

Начало XIX века в епархии также проходило под знаком развития просвещения: появляются многие сельские школы, училища. В период войны с Наполеоном это развитие несколько приостанавливается, ибо ресурсы губернии направляются для борьбы с врагом. Немало средств было собрано духовенством епархии.

В самом начале Отечественной войны 1812 года в Курске был обнародован Высочайший Манифест на торжественном богослужении 2 августа 1812 года. Присутствовали на нем архиепископ Феоктист, губернатор А.И.Нелидов, предводитель губернского дворянства П.А.Гасвицкий, большое количество дворян и духовенства. Богослужение вел архимандрит Лаврентий.

Во всех церквах Курска и губернии также состоялись молебны и прочитаны Манифест царя и воззвания Св.Синода.

Архиепископом Феоктистом был начат сбор средств в Русской армии. Некоторые из священнослужителей решили идти защищать родину с оружием в руках: "все духовные волонтеры, пожелавшие пожертвовать за отечество своею жизнь, были собраны в один из дней августа месяца на Знаменской площади, где архимандрит Знаменского монастыря совершил напутственный молебен, а генерал кн. Д.А.Прозоровский в присутствии курского губернатора произвел им смотр. Некоторые из этих волонтеров зачислены были в ополчение, другие в Лубенский гусарский полк, третьи в пехотные войска".

Уже в сентябре в Курском крае собрано 400 тыс.рублей, в том числе и от духовенства около 20 тыс.рублей. Передано в фонд армии более 50 тыс.четвертей хлеба. Записалось в разного рода войска и ополчение 12 тыс. ратников. Многие из курян передавали пожертвования в виде дорогостоящих вещей.

Несмотря на довольно отдаленные от Курска места военных действий, граждане губернии волновались. Много проповедей в храмах Божиих совершали курские священники, успокаивая народ и прося Промыслом Божиим даровать победу русскому воинству. По решению архиепископа Феоктиста один из списков иконы Знамения Пресвятой Богородицы был взят из Коренной пустыни и препровожден в действующую армию кн. М.И.Голенищеву-Кутузову в Малоярославец.

Вера в Бога и усердие курян были отмечены полководцем.

В честь Победы над Наполеоном 26 апреля 1814 года иеромонахом о.Палладием (Белевцевым) был отслужен в Знаменском соборе молебен. По всей губернии прошли праздники: в Белгороде 4 мая, в Судже - 9-10 мая, в других городах и селениях. При этом также проводились сборы пожертвований на увечных воинов.

В 1815 году был заложен в Курске Знаменский собор как памятник победы в Отечественной войне, ведь она была достигнута в борьбе с сильным противником не только силой русского солдата и оружия, но и более того Промыслом Божиим.

Благословенный император Александр I неоднократно бывал в Курской губернии и, видимо, чувствуя свой духовный долг, специально останавливался в Белгороде в 1817 году и поклонился гробу святителя Иоасафа.

Много других трудов совершил архипастырь Феоктист. Показал он себя выдающимся организатором и в деле просвещения и образования. Заботами его благоустраивались многие школы и училища в Курске, Ст.Осколе, Путивле, Обояни и Рыльске. Особое внимание проявлял он Курской духовной семинарии. 

Заботу вызывали и сектанты старообрядцы и духоборы. Преосвященный Феоктист считал, что их можно наставить на путь истинный и вернуть к настоящему православию.

В 1794 году 64 человека Злочевской округи увещеваемы были владыкой и 7 из них вернулись в лоно православия.

"Не менее старообрядчеств озабочивало преосвященного Феоктиста и духоборство... Он сам ревностно увещевал сектантов и поручал это другим - способнейшим из духовенства".(А.С.Лебедев - белгородский архиерей., 1902г., с.273).

Преосв.Феоктистом решались также вопросы крещения иудеев в православную веру.

Первоочередным делом считал он увещевание и наставление заблудших. Многие проповеди составлялись им лично.

Преосвященный Феоктист первым из курских архипастырей был удостоен высоких государственных наград - орденов Св.Анны I ст. и Св.Александра Невского. 

Война показала триединство государства: народа, церкви и власти. В последующие годы оно не нарушалось, несмотря на отдельные всплески экстремально настроенных группировок (например, выступление декабристов в 1825 году).

В Белгороде было открыто попечительство о бедных духовного званий (23 декабря 1823 г.) Развивалось и церковное строительство. Несмотря на некоторые задержки, все же в 1826 году был закончен строительством Знаменский собор. 13 января 1826 года он был освящен, а уже через три дня он принял гроб с телом почившего в Бозе императора Александра I, скончавшегося в Таганроге.

Церкви Курской епархии проводили обновление иконостасов, покупались новые колокола для многих церквей. Так, в 1827 году для Сергиевского собора были отлиты два колокола (весом 400 и 180 пудов). Денежный взнос на них передал тульский купец Черненков.

В 1830 году Михайловская церковь получила с завода Самгина колокол в 211 пудов. А в 1835 году с этого же завода колокол в 315 п. Поступил для колокольни Покровской церкви

В 1830 году Михайловская церковь получила с завода Самгина колокол в 211 пудов. А в 1835 году с этого же завода колокол в 315 п. Поступил для колокольни Покровской церкви. 
Получило развитие также устроительство домовых церквей. Были освящены церкви в гимназии (Николаевская), в доме губернатора, в духовных училищах, в некоторых частных домах, например, в доме А.А.Нелидова (губернского предводителя дворянства). 
В 1833 году в епархии произошло важное событие. Преосвященный Илиодор, епископ Курский и Белгородский, наконец-то перевел свою кафедру в Курск. Собор Сергиево-Казанский стал кафедральным. Одновременно переехала в Курск и духовная консистория. Через три года (1836г.) для нее было построено специальное здание на берегу реки Тускари.
В 1839 году униатская церковь соединилась с православной. Нельзя сказать, что этот исторический момент каким-то образом повлиял на развитие православия в Курской епархии. Однако это имело косвенное значение наряду с указаниями Николая I о крещении в православие людей других национальностей.

В 1846-48 гг. на территории Курской губернии распространялась холера. Были смертные случаи. И здесь православная церковь и ее Курский иерарх проявили себя с самой лучшей стороны. Были проведены несколько крестных ходов с Курской иконой Знамения Пресвятой Богородицы. В 1849 году болезнь эта Промыслом Божиим была преодолена..
А в 50-х годах, в период Крымской войны (1853-56 гг.) к заботам архипастыря прибавились новые. Нужно было поднять дух народный, поднять дух курских воинских частей и ополченцев.
Все уездные дружины Курской губернии участвовали в войне. И перед походом в Крым они получили благословение пастырей церкви и преосвященного Илиодора. В 1853 году в Курске был построен архиерейский дом и архипастырь, наконец-то, получил свою постоянную резиденцию.

"В 50-х годах текущего столетия Св.Синодом было предложено епархиальным преосвященным составить особые ученые комиссии... для исследования исторических документов... Впоследствии, когда эти исторические очерки епархий будут составлены, предполагалось ввести в круг преподавания... особую науку: "Историю епархии". В этой науке должны быть изложены судьба церковной жизни с древнейших времен, история церковного управления, история монастырей, описание различных празднеств, крестных ходов, благочестивых обычаев".3 
В 1853 году к преосвященному Илиодору явился преподаватель семинарии М.П.Архангельский, который еще до упомянутого выше постановления Св.Синода занимался сбором материалов по истории церкви, и высказал предложение о написании им "Истории Курской епархии".

Вторая половина XIX века проходила под знаком продолжения различных реформ: это и учреждение земства, утверждение Св.Синодом правил о православных братствах, указание министерства народного просвещения о введении в школьные программы Закона Божьего.
В 1864 году директор учебных заведений Курской губернии Д.Г.Жаворонков своим распоряжением ввел Закон Божий во все учебные заведения края. К преподаванию были привлечены лучшие священники епархии.
Важным был и российский указ о печати, принятый в 1865 году, и хотя лишь только в 1871 году начался выпуск "Курских епархиальных ведомостей", он подготовил почву для их появления.
Согласно указу Св.Синода № 2637 от 1 декабря 1870 г. издание "Курских епархиальных ведомостей" началось с 1 января 1871 года. Печататься они стали в Белгороде типографией М.Гордона. Первыми редактора были Матвей Невский и проф.Григорий Вознесенский.

Государственные реформы вызывали также отклик и в церковной жизни. Так, в 1869 году архиереи получили важное право - давать разрешение на строительство церквей, доселе принадлежавшее только Св.Синоду. Можно назвать знаменательным событием открытие 19 сентября 1896 года эмирительной кассы, которая была учреждена для обеспечения вдов и детей-сирот умерших священников.
9 октября 1866 года был открыт Курский духовный приют, 14 февраля 1869 года - женское училище в Троицком монастыре Курска, 18 декабря 1869 года - женское училище в Белгородском женском монастыре, в 1879 году - Александровские приюты - мальчиков в Знаменском монастыре, в 1884 - девочек в Епархиальном училище. Был учрежден Епархиальный училищный совет. В 1874 году вышло государственное положение о народных училищах, в которых важную роль должно было играть обучение Закону Божьему. А через десять лет император Александр III утвердил правила о церковно-приходских школах в империи, узаконив таким образом уже работавшие школы.
Продолжало свое развитие и народное просвещение. В 1870 году открылась женская Мариинская гимназия, а в 1874 г. реальное училище, в которой преподавался Закон Божий.

Духовное просвещение развивалось также успешно. В 1885 году стали проводиться народные чтения, в основе которых было много религиозных тем. Для улучшения работы церковно-приходских школ и духовных училищ в городах Обояни, Рыльске, Ст.Осколе, Белгороде, Судже, Тиму, Щиграх, Грайвороне, Дмитриеву открываются отделения епархиального училишьего Совета. В обязанности его входило многое: контроль за обучением, предложения по программа, назначения учителям, помощь в работе школам и училищам. 
В 1892 году была открыта церковно-приходская школа для беднейших жителей Курска. Учредило ее курское братство Св.Феодосия Печерского. 
В том же году приняла первых учеников воскресная женская школа. На границе века (1899г.) впервые в Курске стали работать постоянные курсы для учителей церковно-приходских школ.
7 июля 1885 года в Белгороде была открыта Иоасафо-Порфирьевская богадельня на 38 женских и 14 мужских мест. Было проведено в епархии несколько торжеств. 6 апреля 1885 года отмечена память великих просветителей свв.Кирилла и Мефодия. В церквах Курской епархии были отслужены благодарственные молебны в их честь.
8 марта 1898 года злоумышленники учинили взрыв под иконой Знамения Пресвятой Богородицы. Когда братия, напуганная взрывом, вбежала в собор, то увидела внутри страшные разрушения сени, стен и других окружавших икону предметов. Сама же она была ни капельки не поврежденной. 

Воистину чудотворная сила ее оказалась сильнее зла злоумышленников и их адской машины.
Случилось это в час ночи и из людей никто не пострадал. И в самом деле, после того события почитание иконы возросло, в Курске побывали паломники из других мест России поклониться иконе, ее чудотворному образу.
Так, например, в 1868 г. решен был важный вопрос о передаче в Курский кафедральный собор из церкви слободы Мантурово иконы Иерусалимской Божьей Матери. Решался консисторией вопрос о переводе в Курск знаменитой Коренной ярмарки.
В 1899 году в Курске открылось отделение Палестинского общества, и решение о его открытии принято было духовной консисторией.
В XIX веке Курской епархией управляло десять преосвященных иерархов. Все они славно потрудились на ниве архипастырского служения Господу Богу нашему, заботясь о пастве и пастырях всяк в силу свою.
Век XIX прошел под знаком дальнейшего расцвета и управления православия в России, а следовательно, и в Курской епархии.
В 1830 году Михайловская церковь получила с завода Самгина колокол в 211 пудов. А в 1835 году с этого же завода колокол в 315 п. Поступил для колокольни Покровской церкви. 
Получило развитие также устроительство домовых церквей. Были освящены церкви в гимназии (Николаевская), в доме губернатора, в духовных училищах, в некоторых частных домах, например, в доме А.А.Нелидова (губернского предводителя дворянства). 
В 1833 году в епархии произошло важное событие. Преосвященный Илиодор, епископ Курский и Белгородский, наконец-то перевел свою кафедру в Курск. Собор Сергиево-Казанский стал кафедральным. Одновременно переехала в Курск и духовная консистория. Через три года (1836г.) для нее было построено специальное здание на берегу реки Тускари.
В 1839 году униатская церковь соединилась с православной. Нельзя сказать, что этот исторический момент каким-то образом повлиял на развитие православия в Курской епархии. Однако это имело косвенное значение наряду с указаниями Николая I о крещении в православие людей других национальностей. 
В 1846-48 гг. на территории Курской губернии распространялась холера. Были смертные случаи. И здесь православная церковь и ее Курский иерарх проявили себя с самой лучшей стороны. Были проведены несколько крестных ходов с Курской иконой Знамения Пресвятой Богородицы. В 1849 году болезнь эта Промыслом Божиим была преодолена..
А в 50-х годах, в период Крымской войны (1853-56 гг.) к заботам архипастыря прибавились новые. Нужно было поднять дух народный, поднять дух курских воинских частей и ополченцев.
Все уездные дружины Курской губернии участвовали в войне. И перед походом в Крым они получили благословение пастырей церкви и преосвященного Илиодора. В 1853 году в Курске был построен архиерейский дом и архипастырь, наконец-то, получил свою постоянную резиденцию.
"В 50-х годах текущего столетия Св.Синодом было предложено епархиальным преосвященным составить особые ученые комиссии... для исследования исторических документов... Впоследствии, когда эти исторические очерки епархий будут составлены, предполагалось ввести в круг преподавания... особую науку: "Историю епархии". В этой науке должны быть изложены судьба церковной жизни с древнейших времен, история церковного управления, история монастырей, описание различных празднеств, крестных ходов, благочестивых обычаев".3 
В 1853 году к преосвященному Илиодору явился преподаватель семинарии М.П.Архангельский, который еще до упомянутого выше постановления Св.Синода занимался сбором материалов по истории церкви, и высказал предложение о написании им "Истории Курской епархии".
Вторая половина XIX века проходила под знаком продолжения различных реформ: это и учреждение земства, утверждение Св.Синодом правил о православных братствах, указание министерства народного просвещения о введении в школьные программы Закона Божьего.
В 1864 году директор учебных заведений Курской губернии Д.Г.Жаворонков своим распоряжением ввел Закон Божий во все учебные заведения края. К преподаванию были привлечены лучшие священники епархии.
Важным был и российский указ о печати, принятый в 1865 году, и хотя лишь только в 1871 году начался выпуск "Курских епархиальных ведомостей", он подготовил почву для их появления.
Согласно указу Св.Синода № 2637 от 1 декабря 1870 г. издание "Курских епархиальных ведомостей" началось с 1 января 1871 года. Печататься они стали в Белгороде типографией М.Гордона. Первыми редактора были Матвей Невский и проф.Григорий Вознесенский.
Государственные реформы вызывали также отклик и в церковной жизни. Так, в 1869 году архиереи получили важное право - давать разрешение на строительство церквей, доселе принадлежавшее только Св.Синоду. Можно назвать знаменательным событием открытие 19 сентября 1896 года эмирительной кассы, которая была учреждена для обеспечения вдов и детей-сирот умерших священников.
9 октября 1866 года был открыт Курский духовный приют, 14 февраля 1869 года - женское училище в Троицком монастыре Курска, 18 декабря 1869 года - женское училище в Белгородском женском монастыре, в 1879 году - Александровские приюты - мальчиков в Знаменском монастыре, в 1884 - девочек в Епархиальном училище. Был учрежден Епархиальный училищный совет. В 1874 году вышло государственное положение о народных училищах, в которых важную роль должно было играть обучение Закону Божьему. А через десять лет император Александр III утвердил правила о церковно-приходских школах в империи, узаконив таким образом уже работавшие школы.
Продолжало свое развитие и народное просвещение. В 1870 году открылась женская Мариинская гимназия, а в 1874 г. реальное училище, в которой преподавался Закон Божий.

Духовное просвещение развивалось также успешно. В 1885 году стали проводиться народные чтения, в основе которых было много религиозных тем. Для улучшения работы церковно-приходских школ и духовных училищ в городах Обояни, Рыльске, Ст.Осколе, Белгороде, Судже, Тиму, Щиграх, Грайвороне, Дмитриеву открываются отделения епархиального училишьего Совета. В обязанности его входило многое: контроль за обучением, предложения по программа, назначения учителям, помощь в работе школам и училищам. 
В 1892 году была открыта церковно-приходская школа для беднейших жителей Курска. Учредило ее курское братство Св.Феодосия Печерского. 
В том же году приняла первых учеников воскресная женская школа. На границе века (1899г.) впервые в Курске стали работать постоянные курсы для учителей церковно-приходских школ.

7 июля 1885 года в Белгороде была открыта Иоасафо-Порфирьевская богадельня на 38 женских и 14 мужских мест. Было проведено в епархии несколько торжеств. 6 апреля 1885 года отмечена память великих просветителей свв.Кирилла и Мефодия. В церквах Курской епархии были отслужены благодарственные молебны в их честь.
8 марта 1898 года злоумышленники учинили взрыв под иконой Знамения Пресвятой Богородицы. Когда братия, напуганная взрывом, вбежала в собор, то увидела внутри страшные разрушения сени, стен и других окружавших икону предметов. Сама же она была ни капельки не поврежденной. 
Воистину чудотворная сила ее оказалась сильнее зла злоумышленников и их адской машины.
Случилось это в час ночи и из людей никто не пострадал. И в самом деле, после того события почитание иконы возросло, в Курске побывали паломники из других мест России поклониться иконе, ее чудотворному образу.
Так, например, в 1868 г. решен был важный вопрос о передаче в Курский кафедральный собор из церкви слободы Мантурово иконы Иерусалимской Божьей Матери. Решался консисторией вопрос о переводе в Курск знаменитой Коренной ярмарки.
В 1899 году в Курске открылось отделение Палестинского общества, и решение о его открытии принято было духовной консисторией.
В XIX веке Курской епархией управляло десять преосвященных иерархов. Все они славно потрудились на ниве архипастырского служения Господу Богу нашему, заботясь о пастве и пастырях всяк в силу свою.
Век XIX прошел под знаком дальнейшего расцвета и управления православия в России, а следовательно, и в Курской епархии.
 

Православный календарь







Наши партёры
ЮЗГУ - ведущий вуз г.Курска
© 2017 История православия в России. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.